Федеральное агентство
воздушного транспорта
Росавиация
НазадГосударственные услугиОплата государственных пошлинГосударственные закупкиФедеральные целевые программыВедомственные целевые программыАвиакомпанииВоздушные перевозкиМеждународная деятельностьАэропорты и аэродромыБезопасность полетовЛетная эксплуатацияЛетно-методический советПоддержание летной годностиГосударственная регистрация воздушных судовАвиационная безопасностьТранспортная безопасностьАэронавигационное обслуживаниеОрганизация использования воздушного пространстваРадиотехническое обеспечение полетовПоиск и спасаниеИтоги авиатранспортного обеспечения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в РФДоступная среда для маломобильных групп (инвалидов)Внедрение PBN в РФВнедрение QNH в РФВнедрение RVSM в РФРеализация Федерального Закона РФ от 08.05.2010 № 83-ФЗИнформационные системыКонтрольно-надзорные функцииСертификацияГосударственная отраслевая поддержкаМеры по борьбе с распространением коронавирусной инфекцииВедомственная программа цифровой трансформацииЭкспулатанты, выполняющие авиационные работы
НазадРуководствоСоветникиУправление летной эксплуатацииУправление поддержания летной годности воздушных судовУправление аэропортовой деятельностиУправление организации использования воздушного пространстваУправление организации авиационно-космического поиска и спасанияУправление государственной службы и кадровУправление экономики и программ развитияУправление правового обеспечения и имущественных отношенийУправление радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязиУправление финансового обеспечения, бюджетного планирования и отчетностиУправление регулирования перевозок и международного сотрудничестваУправление особо важных полетов и специальных программУправление транспортной безопасностиУправление инспекции по безопасности полетовУправление сертификации авиационной техникиУправление цифровой трансформации и обеспечения

Предотвращение грубых посадок

Надежная летная эксплуатация современной авиационной техники предполагает, прежде всего, умение и готовность экипажа при пилотировании воздушного судна своевременно учитывать влияние различных неблагоприятных эксплуатационных и аэродинамических факторов. Особенно это важно для такого ответственного этапа полета, как посадка. Проводимые исследования некоторых авиационных происшествий и инцидентов подтверждают вывод о том, что именно этот этап является наиболее уязвимым с точки зрения безопасности полетов.

Многолетние статистические данные об авиационных происшествиях и инцидентах показывают, что грубые приземления – достаточно частые события, а вероятность их тяжелых последствий велика.

Не существует однозначного определения термина «грубая посадка».

В практике обеспечения безопасности полетов к грубой посадке принято относить случаи приземления воздушного судна с повышенной, по отношению к «обычным» посадкам, вертикальной перегрузкой и/или вертикальной скоростью, создающими риск повреждения конструкции воздушного судна. К грубым посадкам также относятся случаи посадки самолетов с опережением на переднюю опору шасси.

В эксплуатационной документации воздушных судов, как правило, устанавливаются критерии, требующие проведения дополнительных работ на воздушном судне после «грубой посадки». Эти критерии могут служить отправной точкой для оценки качества приземления в рамках программы анализа полетных данных, требования к которой содержатся в пункте 5.7 ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации».

Реализация программы анализа полетных данных и определение причин «грубых посадок», происходящих на этапе ручного пилотирования воздушного судна перед приземлением, является одним из эффективных способов, позволяющих проводить оценку техники пилотирования, критериев стабилизированного захода и соблюдения стандартных эксплуатационных процедур, тем самым влияя на снижение рисков таких событий, как, например, выкатывание за пределы ВПП, касание земли хвостовой частью фюзеляжа, крылом или двигателем.

Материалы расследования инцидентов и другие информационные материалы Росавиации, связанные с этими типами событий, размещаются в АМРИПП Росавиации категория ARC («Нештатное касание ВПП / посадочной площадки»).

Ниже приведены ссылки на некоторые дополнительные информационные материалы, использование которых может оказать помощь эксплуатантам воздушных судов в разработке мероприятий в рамках СУБП по предотвращению грубых посадок.